18 октября 2018 года в зале Котовской детской школы искусств состоялся вечер фортепианной музыки.
Талантливый пианист Павел Кушнир, выпускник Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского и ныне концертмейстер Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова, подготовил для любителей и ценителей классической музыки лекцию-концерт, посвящённую творчеству великого польского композитора Фридерика Шопена.
Романтическая музыка Шопена в основном написана для фортепиано, в ней глубина и искренность чувств органично сочетается с изяществом и техническим совершенством. Затаив дыхание, зрители слушали фортепианные опусы великого композитора, наслаждаясь профессионализмом и мастерством исполнителя.
Импровизационность, миниатюризм — самые существенные приметы 24 прелюдий, выстроенных по квинтовому кругу и обладающих большой притягательностью. С большим мастерством Павел Кушнир исполнил отдельные прелюдии цикла, например, этюдно-декламационную № 1, сдержанно-суровую № 2, изящно-шаловливую № 3, скорбно-трагическую № 4, близкую мазурке №7, возвышенно-лирическую № 15, героико-драматическую № 24.
Не оставило равнодушными зрителей и блестящее исполнение этюдов Шопена. Филигранно и виртуозно прозвучали этюды № 1, 5, 13, в каждом из которых определённый вид техники был доведён до совершенного исполнения.
Оставаясь до конца патриотом своей родины, Шопен черпал источник своего творческого вдохновения из народного фольклора. В его сокровищнице мазурки особенно выделяются яркостью выраженных в них народно-национальных элементов, это как бы музыкальная эмблема Польши, символ далекой родины. В представленных публике двух поздних мазурках Павел Кушнир раскрыл стремление к драматической поэмности, свойственное именно позднему периоду творчества Шопена.
Характерный жанр романтической музыки, разновидность лирической миниатюры – ноктюрн. Много интересного было рассказано об истории жанра, его основоположнике Д. Фильде. И конечно, снова звучала музыка, выразительно и утончённо, передавая всю гамму человеческих чувств и переживаний в ноктюрнах соль-минор и Ми бемоль мажор.
Из произведений позднего Шопена идеально прозрачно и изящно в концертной программе прозвучала Колыбельная.
А финальным произведением незабываемого вечера было мастерское исполнение Баллады № 4, возвращающей к трагической героике. Художественное воплощение образов цветка и бури было профессионально раскрыто талантливым музыкантом и пианистом в целой лавине гамм и пассажей, скатывающихся в басы и гулко рокочущих перед заключительным кадансом, — словно неумолимое, мрачное послесловие, полное страдания и трагизма.
Отзвучали последние аккорды, а благодарные зрители всё не хотели отпускать замечательного пианиста, аплодируя настоящему таланту и высокому исполнительскому мастерству.
Н.И. Прокофьева